Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В научной системе психологии проблеме взаимосвязи речи и мышления и ее роли в общении и формировании сознания выделено важное значение. Система образования на этапе современного развития общества подарила нам множество разновидностей учебных заведений, научно-методологических концепций, обучающих программ и методик, но ничто из этого не меняет общего положения, характеризующего необходимость владения учеником потенциалом, для усвоения учебных материалов. Знания усваиваются с помощью таких психических процессов как память, восприятие, речь и, в первую очередь, мышление .
Благодаря процессу мышления информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону объекта, представлять объекты в отсутствие самих себя, предвидеть их изменение во времени, стремиться к мысли в огромные просторы и микромир. Первая важная особенность мышления характеризуется обобщённостью. Обобщение, происходящее в форме знания общего и сущностного в объектах реальности, возможно, потому что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном . Второй особенностью мышления является опосредованность его характера. Не зная, как ту или иную вещь познать с непосредственной стороны, человек прилагает усилия к познанию косвенной, опосредованной: неизвестное - через известное, одни свойства через другие. Мышление всегда ищет опору в чувственном опыте - ощущениях, восприятиях, представлениях - и в ранее приобретённых теоретических знаниях. Именно косвенным познанием характеризуется опосредованное познание.
Процесс филогенеза сформировал систему человеческой речи. Речь необходима человеку для осуществления полноценного общения. Она представляется сложной формой коммуникации людей, которая сложилась исторически посредством языка. Речь непосредственно связана с языком, являющимся инструментом ее опосредования и представляющим систему знаков, которые передают информацию как устно, так и письменно .
Человек выражает свою мысль посредством языка, который в широком смысле – знаковая система, которая выполняет функции формирования, хранения и передачи информации. Язык – это способ коммуникации между людьми. Если язык не применять, то можно передать волевые импульсы, неясные побуждения при помощи мимики, жестов. Но это не так важно, как речь, которая раскрывает чувства и переживания человека.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса взаимодействия мышления и речи.
Задачи:
- описать сущность мышления;
- рассмотреть речь и ее взаимосвязь с мышлением.
1 Мышление: сущность, общая характеристика
Очень важная роль в развитии мышления принадлежит пониманию (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Теперь рассмотрим виды мышления. Есть мышление без образное, то есть мышление, которое свободно чувственных элементов: когда вербальный материал понимается без возникновения в сознании каких бы то ни было образов.
Есть визуальное мышление:
1) Это способ решения задач интеллектуального плана базируясь на внутренние визуальные образы;
2) Это тип творческого мышления, где продукт – это новые образы, формирование новых визуальных форм, которые бы несли конкретную смысловую нагрузку и которые бы делали значение видимым.
Есть еще мышление дискурсивное, которое опосредствовано прошлым опытом речевого мышления человека. Это словесно-логическое, абстрактно-понятийное мышление, которое есть связь логического рассуждения, где каждая последующая мысль связана с предшествующей.
Есть также мышление комплексное, когда мы подразумеваем мышление, которое осуществляется в процессе своеобразных практических обобщений, база для которых – отношения между вещами, которые есть в восприятии.
Существует мышление наглядно-действенное, это вид мышления, выделяемый по процессу и способу решения. Решение нестандартной задачи происходит при помощи наблюдения за реальными объектами, их коммуникации и выполнения конкретных задач.
Есть еще мышление наглядно-образное, то есть мышление, которое осуществляется на базе трансформаций воспринимаемых образов, их дальнейшей трансформации и интеграции предметного содержания представлений, которые бы образовывали реальное отражение действительности в образно-концептуальной форме.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Завершнева Е. Ю., «Сознание без слова»: Л. С. Выготский о доречевом горизонте человека // Вопросы психологии. — 2016. — № 5. — С. 71-87.
2) Мазилов В. А., Возвращение мысли // Вопросы психологии. — 2016. — № 5. — С. 68-70.
3) Мазлумян В. С., К проблеме развития мышления человека в антропогенезе (знаки и представления) // Мир психологии. — 2014. — № 1. — С. 85-92.
4) Марцинковская Т. Д., Общая и экспериментальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений. — Москва : Академия, 2013. — 361, [1] с.
5) Пинкер С., Субстанция мышления : язык как окно в человеческую природу. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2016. — 557 с.
6) Росинская А. А., Лингвистический интеллект // Русская словесность. — 2013. — № 3. — С. 71-72.
7) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 2006. – 106 с.
8) Сайко Э. В., Слово как конструктор в становлении и осуществлении человеческого бытия // Мир психологии. — 2014. — № 2. — С. 69-80.
9) Сайко Э. В., Слово в рождении человека и рождаемое человеком, рождаемое мыслью, рождающее мысль и дело // Мир психологии. — 2017. — № 4. — С. 3-10.
10) Трясорукова Т. П., Эффективное развитие: мышление, движение, речь. Оптимизация психомоторного развития детей дошкольного возраста. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013 . — 79 с.
11) Шадриков В. Д., Эволюция мышления и появления слова // Мир психологии. — 2017. — № 4. — С. 11-21.